Судебная система не способна к самоочищению, в этом вопросе нужна поддержка общественности, заявил 20 января на встрече в Общественной палаты Президент Медведев. Забайкальские правозащитники, ведущие в своем регионе мониторинг нарушений закона и судейской этики, готовы к такому содействию ради повышения авторитета судебной власти.
Как считает Дмитрий Медведев, судебная корпорация не способна к самоочищению: “Если бы судейская система могла сама изгонять тех, кто нарушил закон, то, может быть, это было бы нормально, но, к сожалению, она сегодня это делать не может”. По этой причине судам стоит внимательнее прислушиваться к мнению граждан. А гражданам активнее выражать свою позицию, в том числе с помощью Общественной палаты, считает Медведев.
- Согласен с мнением президента. Сужу по судейскому аппарату Забайкалья. Он неподконтролен обществу и зависим от власти и силовых органов. В этой ситуации судьи часто идут на сделку с совестью и совершают действия, далекие от целей и задач правосудия, - считает директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.
Судейская корпорация не дает призвать к ответу оскандалившегося судью, говорит Черкасов. Забайкальские правозащитники предпринимали такие попытки, но натыкались на “железобетонную стену” круговой поруки — в лице председателей судов и краевой квалификационной коллегии судей.
В 2009 году квалификационная коллегия судей Забайкалья “не увидела” в деяниях и.о. председателя Хилокского райсуда Анатолия Линейцева признаков фальсификации судебного разбирательства, сообщает корреспондент Открытого информагентства. Результаты проверки правозащитников говорят об обратном. Документально установлено, что судья Линейцев допустил неоднократное внесение недостоверных сведений в протокол судебного заседания. К примеру, в протоколе указано, что он рассмотрел в судебном заседании ходатайство, заявленное подсудимым и его защитником. Но в тот день защитник не мог участвовать в процессе. Он был за сотню километров — в другом суде. Этот факт подтвержден официальным ответом Петровск-Забайкальского горсуда на запрос правозащитников.
“Оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности и.о. председателя Хилокского районного суда Линейцева А.К. не установлено”, - отмахнулась председатель краевой квалификационной коллегии судей Валентина Махмудова, отказав общественности в ознакомлении с результатами своей проверки. Вскоре после этого Анатолий Линейцев был утвержден в должности председателя Хилокского райсуда.
Похожий случай произошел в ноябре прошлого года. Судью Ингодинского райсуда Читы Елену Мершиеву не остановила даже открытая фиксация правозащитниками хода судебного разбирательства с помощью аудиозаписи. Она допустила более 100 искажений протокола судебного заседания, благодаря чему вынесла обвинительный приговор. Позже судья Мершиева проигнорировала и поданные замечания на протокол, а также воспрепятствовала обжалованию этих действий в кассационной инстанции.
Забайкальские правозащитники считают: чтобы исключить любые манипуляции недобросовестных судей с законом и судьбами людей, необходим постоянный контроль общественности за порядком отправления правосудия. Пока же обстановка во многих судах сегодня такова, что даже слушателям и журналистам там нередко создают препятствия для посещения открытых судебных заседаний.
- Еще одна немаловажная проблема: недисциплинированность судей. Редкий случай, когда заседания начинаются без задержки. Обычно приходится томиться в коридоре от 20 минут до часу, а то и больше. Без объяснений и извинений, - говорит Виталий Черкасов.
Показательным примером является рассмотрение одного из уголовных дел в Центральном райсуде Читы, при участии правозащитников. Все 10 заседаний по этому делу начинались со значительной задержкой, которая в общей сложности составила 6 часов ожиданий в коридоре суда. Как считает Черкасов, это одна из причин волокиты, которая и дает повод населению не верить в скорый суд и игнорировать вызов в судебные заседания.
Все эти и другие нарушения забайкальские правозащитники намерены систематизировать и направить в Общественную палату России, которой президент Медведев в прошлый четверг рекомендовал усилить контроль за деятельностью судебной власти.