Критику руководства со стороны сотрудников полиции и госслужащих нельзя ограничивать, если она отвечает общественным интересам, - к такому решению пришел Конституционный Суд России, рассмотрев жалобу бывшего майора милиции из Тольятти Алексея Мумолина, уволенного со службы после видеобращения к главе МВД Рашиду Нургалиеву.
Как говорится в постановлении Конституционного Суда, государственная служба является особым видом профессиональной деятельности и запрет на публичные высказывания для госслужащих введен в целях организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования госаппарата. Однако, судьи во главе с председателем КС Валерием Зорькиным, решили, что установленные ограничения не должны быть чрезмерными.
За госслужащими и сотрудниками МВД закреплено право публично высказывать свое мнение, в том числе и критическое, в случае, если “оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей”.
По информации из Межрегиональной правозащитной Ассоциации “АГОРА”, отстаивающей интересы экс-участкового, предыдущие судебные решения, узаконившие увольнение Алексея Мумолина, будут пересмотрены. Также иное завершение судебной истории может оказаться и у главного налогового инспектора МИФНС России по Центральному федеральному округу Любови Кондратьевой, чья жалоба рассматривалась Конституционным Судом наравне с обращением Мумолина. Кондратьева была уволена после интервью на одном из телеканалов.
Бывший майор милиции Алексей Мумолин стал известным после видеообращения “Участковый Мумолин Алексей – по следам Дымовского” к министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву 17 ноября прошлого года, напоминает корреспондент Открытого информагентства. Старший участковый уполномоченный милиции Автозаводского УВД Тольятти подробно рассказал о недостатках в организации работы городского УВД: большой нагрузке на участковых, привлечении сотрудников на другие мероприятия по охране общественного порядка, процветании “палочной” системы, при которой перед руководством необходимо было отчитываться по раскрытым преступлениям и правонарушениям, если таковых и не было.
По результатам служебной проверки, инициированной в связи с видеообращением, майору Мумолину объявили строгий выговор, а в конце года ему было объявлено о неполном служебном соответствии и лишили единовременного денежного вознаграждения по итогам 2009 года. 30 марта майора уволили из органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, а именно за неоднократное нарушение требований, установленных статьей 20.1 Федерального закона “О милиции” в части запрета на публичные суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении решений руководителей УВД по Автозаводскому району Тольятти.
14 мая 2010 года Автозаводской районный суд Тольятти признал декабрьский приказ о наложении на Мумолина дисциплинарного взыскания законным и обоснованным. В июле Самарский областной суд кассационную жалобу на это решение оставил без удовлетворения. Аналогичная ситуация сложилась с обжалованием в судах Самарской области решений о выговоре и увольнении, которые также были признаны обоснованными. Добиться справедливого разбирательства в России Алексей Мумолин не смог и обратился в Европейский суд по правам человека, где его жалоба прошла процедуру регистрации.
Как утверждает Мумолин, он хотел обратить внимание министра внутренних дел России Рашида Нургалиева на проблемы, которые существуют в УВД Тольятти, показать, что решить их может только коренное реформирование системы МВД в целом. “Я, будучи сотрудником милиции, зная проблему изнутри, не мог более молчать и терпеть указанные в видеообращении условия работы в райотделе внутренних дел”, - говорит Мумолин.