Сегодня в Хамовническом районном суде Москвы состоялась беседа по иску главы Федерального агентства по делам молодежи Василия Якеменко к журналистам Олегу Кашину, Александру Морозову и газете «Новые известия». В суде журналист «Коммерсанта» Олег Кашин представил возражение на исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Василий Якеменко требует 1,5 миллиона рублей (по 500 тысяч с каждого ответчика) за слова Кашина в переписке в Живом журнале с Александром Морозовым о том, что он не сомневается в “якеменковской версии” совершенного на него нападения, процитированные “Новыми известиями”. Интересы Олега Кашина и Александра Морозова в суде представляет Межрегиональная правозащитная Ассоциация “АГОРА”.
Как передаёт корреспондент Открытого информагентства, в возражении Олег Кашин попросил Хамовнический районный суд Москвы отказать в удовлетворении иска Якеменко. Представитель Якеменко, адвокат Сергей Жорин поддержал иск в полном объеме.
- Я рад, что суд принял иск к рассмотрению и что истец не претендует на мировое соглашение, потому что большой открытый суд на тему отношений между движением “Наши” и других “прокремлевских” движений, Василием Якеменко и журналистами должен стать важным общественно-политическим событием. Этой теме уже много лет, но никогда она открыто и гласно не обсуждалась, поэтому, надеюсь, нам в этом смысле повезет, - говорит Олег Кашин.
Во-первых, он указал на то, что Верховный суд России и Европейский суд по правам человека проводят четкие различия между фактическими утверждениями и выражением мнения, фактами и оценочными суждениями. Так, Европейский суд отмечает, что “существование фактов можно доказать, в то время как правдивость оценочных суждений не подлежит доказыванию”. А постановлением Пленума Верховного суда зафиксировано: “Судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты...”. Олег Кашин подчеркивает, что его высказывание в адрес Якеменко - выражение субъективного оценочного мнения по поводу расследования преступления, потерпевшим от которого он сам и является. Журналист обращает внимание, что глава Росмолодежи требует опровержения, однако оно будет принуждением Кашина к отказу от своего мнения и убеждения, что прямо и непосредственно запрещено Конституцией.
Во-вторых, Олег Кашин напоминает, что высказал свое мнение по вопросу, представляющему значительный общественный интерес. Европейский суд неоднократно подчеркивал, что “возможность ограничения политических высказываний или дебатов по вопросам, представляющим общественный интерес, невелика”. Также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которую ратифицировала Россия, защищает не только содержание высказывания, но и его форму. Блог является особой формой общения и выражения своего мнения, а комментарий к посту в блоге предполагает лаконичность без подробного обоснования позиции, сложной аргументации и ссылок на источники.
В-третьих, Олег Кашин обращает внимание на то, что Василий Якеменко является государственным служащим высокого ранга, который обязан быть наиболее терпимым к критике. Всего несколько месяцев назад Европейский суд по делу “Новая газета в Воронеже” против России” установил: “Гражданские служащие, действующие в своем официальном качестве, подобно политикам, хотя и в несколько другой степени, представляют собой категорию лиц, в отношении которых рамки приемлемой критики шире, чем в отношении рядового гражданина”.
И, в-четвертых, как отмечает в возражении на иск Олег Кашин, Верховный суд России, также как и Европейский суд, неоднократно подчеркивали важность свободы слова и требования убедительного обоснования каждого случая ее ограничения. Таких обоснований всего два - “неотложная общественная потребность” и “необходимость в демократическом обществе” существенного ограничения права. В исковом заявлении, замечает Кашин в возражении, не приведено ни одного аргумента в пользу этих двух обоснований.
- Рассматриваю подачу Якеменко этого искового заявления как злоупотребление правом, - заявил представитель Кашина. адвокат, правовой аналитик Ассоциации АГОРА Рамиль Ахметгалиев. - Фактически Якеменко просит Кашина как журналиста и как потерпевшего по уголовному делу отказаться от своих убеждений и не участвовать в расследовании дела, не давать показания.
Сегодняшнюю беседу, несмотря на заявленный ранее пресс-службой Мосгорсуда закрытый режим, и.о. заместителя председателя Хамовнического районного суда Москвы Игорь Кананович провел в открытом для прессы режиме. Предварительное заседание по иску назначено на 23 мая 2011 года.