Осужденному забайкальской колонии № 8, у которого год назад после пыток отнялись ноги, врачи для “психокоррекции” прописали препарат азалептин. Проведенная правозащитниками независимая экспертиза признала этот метод лечения противоправным, так как обездвиженный больной не страдает психическим заболеванием.
“Ни одним врачом, осмотревшим Сергея Макарова, не выявлен диагноз психического заболевания, поэтому назначение ему азалептина следует признать необоснованным и противоправным”, - считает Владимир Менделевич, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медуниверситета, врач-психиатр высшей категории, член правления Российского общества психиатров.
К такому выводу специалист с 31-летним стажем работы в психиатрии пришел после изучения медицинских документов, представленных ему Забайкальским правозащитным центром и Межрегиональной правозащитной ассоциацией “АГОРА”, сообщает корреспондент Открытого информагентства.
Владимир Менделевич подтвердил опасения правозащитников, что назначение азалептина “не по медицинским показаниям и при отсутствии указаний на наличие у Макарова какого бы то ни было психического заболевания” могло негативно повлиять на состояние его здоровья.
К специалисту столь высокого уровня правозащитники обратились после того, как убедились в длительном бездействии забайкальских прокуроров и следователей.
- Осужденный Макаров пишет жалобы на насилие в колонии. Не исключаю, что для подавления его воли к сопротивлению и применена карательная психиатрия, - считает директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.
По мнению правозащитников, у них появились основания требовать привлечения виновных врачей-психиатров к строгой ответственности.
Как утверждает сам осужденный Сергей Макаров, 10 ноября прошлого года несколько сотрудников ИК-8 уронили его на пол и сковали руки за спиной наручниками. Затем подтянули ноги осужденного к спине и завели под наручники. Макаров сопротивлялся, кричал от боли. Несколько раз ему удавалось освободить ноги из-под наручников, но сотрудники насильно возвращали его тело в позу “ласточка”. Сергей говорит, что в таком положении он пробыл 10-15 минут, затем почувствовал щелчок в позвоночнике, из носа пошла кровь. Встать на ноги он уже не смог.
Макарова на носилках унесли в колонийскую медсанчасть, где врач-психиатр Ирина Большухина, как говорится, на глазок выставила диагноз: поясничный остеохондроз. Приглашенная из Карымской центральной райбольницы врач-психиатр-невролог Наталья Макарова без назначения какого-либо исследования сразу уличила своего однофамильца в симуляции. И назначила Макарову психокоррекцию в виде приемы психотропного препарата азалептин.
По мнению казанского психиатра Владимира Менделевича, подтвердить либо опровергнуть наличие симуляции в поведении Макарова мог только “комплекс экспериментально-психологических и патопсихологических исследований”, чего сделано не было.
Больной Макаров уже год как обездвижен, но за это время врачи УФСИН не предприняли мер и для комплексного обследования его на предмет наличия или отсутствия травмы позвоночника, хотя на этом настаивает сам осужденный, его родные и правозащитники.
Противоправно бездействуют, по мнению правозащитников, и органы прокуратуры и следствия. Без назначения каких-либо обследований они раз за разом приходят к выводу, что Макарова никто не пытал, а травму позвоночника он просто симулирует.
Не смотря на эти доводы, осужденный Макаров в течение года так на ноги и не встал. Он передвигается либо на носилках, либо его переносят на руках другие осужденные.
Юристы Забайкальского правозащитного центра в ближайшие дни обжалуют не только действия врачей, прописавших Макарову психотропный препарат. Будут поданы жалобы на персонал колонии № 8, а также сотрудников прокуратуры и следственных органов. В их действиях усматриваются признаки нарушения статей 3 и 13 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток и право на эффективное средство правовой защиты).