В высших учебных заведениях Читы процветает мошенничество — с помощью “мертвых душ” и “рабов” из числа преподавателей. Эта многолетняя афера уже нанесла ущерб госказне на сотни миллионов рублей. Но правоохранительные органы не спешат защищать интересы общества и государства, демонстрируя признаки коррупции в своих рядах.
В штате Читинского госуниверситета числятся именитые профессоры и доктора наук из других городов России. Фамилии “свадебных генералов” поддерживают высокий статус университета, так как доморощенных ученых мужей катастрофически не хватает. Таковы результаты проверки Забайкальского правозащитного центра по жалобам “живых душ” - преподавателей одной из кафедр ЧитГУ, сообщает корреспондент Открытого информагентства.
“Для открытия кафедры психологии в свое время в нашем вузе не хватало необходимого минимума кандидатов и докторов наук. Ректорат пошел на подлог – заключил фиктивные трудовые договоры с “остепененными” преподавателями из других городов России”, - заявляют действующие преподаватели.
В качестве доказательства они предоставили список лже-преподавателей своей кафедры. Из наиболее маститых – член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор МГУ Виктор Петренко, доктор психологических наук, профессор Военного университета Министерства обороны Петр Корчемный, доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Вера Кольцова. И еще ряд ученых из Москвы, Новосибирска, Красноярска и Улан-Удэ.
В списке есть фамилии и читинцев. Это бывший заместитель председателя комитета образования Забайкальского края Татьяна Клименко, гендиректор ОАО “Водоканал-Чита” Андрей Ядрищенский, дочь ректора ЧитГУ Наталья Коновалова и начальник отдела кадров ЧитГУ Ольга Евтушок. “Все они числятся преподавателями нашей кафедры, но работу за них исполняем мы, “рабочие лошадки”, - утверждают заявители.
Согласно документам, на кафедре психологии работают 12 преподавателей, но числится значительно больше. Одно время в штате было даже 25 человек. “Мы испытываем серьезную психологическую нагрузку, исполняя работу за “мертвых душ” в ущерб нашим прямым обязанностям. Эта работа не оплачивается. Мы – рабы!”, - жалуются педагоги.
Заявители утверждают, что в сейфе заведующей кафедрой Клавдии Эрдынеевой хранится стопка зарплатных карточек на отсутствующих преподавателей. С их помощью она снимала в банкомате, установленном в здании ЧитГУ, большие суммы денег.
От подчиненных Клавдия Эрдынеева требует беспрекословного исполнения работы за отсутствующих преподавателей. “Своим поведением завкафедрой показывает, что в случае нашего отказа она применит репрессии, вплоть до увольнения. От явного нарушения трудовых прав мы испытываем унижение и зависимость от руководства вуза. Нам прямо дают понять, что так будет продолжаться и дальше”, - говорят заявители.
В качестве доказательств своих слов преподаватели кафедры психологии предоставили Забайкальскому правозащитному центру копии документов: трудовые договоры, в которых прописаны обязанности “свадебных генералов”, расчетные листы и табели, согласно которым вуз начисляет им заработную плату и ежеквартальные стимулирующие надбавки.
“Мы часто слышим слова возмущения от студентов и родителей. При поступлении в ЧитГУ им обещали, что на нашей кафедре преподают ученые из Москвы и других городов России. А на деле учебный процесс ведут ассистенты и старшие преподаватели. Из которых только двое имеют базовое психологическое образование. В других вузах руководство дипломными работами и чтение лекций – поле деятельности доцентов и профессоров. У нас – ассистентов и младших научных сотрудников”, - утверждают заявители.
По словам педагогов, свои списки “мертвых душ” существует и на других кафедрах ЧитГУ.
“При направлении этой информации в правоохранительные органы просим не указывать наши фамилии, так как руководство университета сразу применит к нам репрессивные меры”, - указали в конце своего заявления педагоги-бунтари.
Юристы правозащитного центра намерены выполнить это пожелание, так как убедились, что правоохранители занимают вялую позицию в борьбе с коррупцией в системе образования края. Это дает аферистам от науки время, чтобы подчистить кадровую и бухгалтерскую документацию. И оказать давление на “возмутителей спокойствия”.
Как сообщалось ранее, в 2010 году в Забайкальский правозащитный центр обратился Андрей Валиков. Он был вынужден уволиться из Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ), где занимал должность доцента кафедры теории и методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин (ТММО и ДХД).
“Я уволился из университета в знак протеста, - рассказал Андрей Романович. – Меня принуждали выполнять работу, зарплата за которую начислялась докторам наук из других городов. Только на нашем факультете числилось 8 “мертвых душ”. А всего в вузе — 12 факультетов”.
По словам Андрея Валикова, “мертвые души” появились в 1997 году — в связи с созданием на базе Читинского государственного педагогического института Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Для повышения статуса учебного заведения потребовался более высокий процент кандидатов и докторов наук. Но в самом вузе такого количества преподавателей не оказалось. Недостающих решили искать в других городах.
Наличие этой схемы подтвердили материалы уголовного дела № 58170, возбужденного следственным управлением при УВД края по настоянию бывшего доцента Андрея Валикова.
Допрошенная в ходе следствия заведующая кафедрой ТММО и ДХД ЗабГГПУ Елена Извекова призналась: иногородние профессоры не приезжали в Читу для проведения занятий со студентами, их нагрузку она распределяла между сотрудниками кафедры.
Следствие установило, что в 2005 году на должность профессора кафедры ТММО и ДХД была принята Галина Алексеева, преподающая в Дальневосточной государственной академии искусств (Владивосток). Допрошенная в качестве свидетеля, она пояснила, что в ЗабГГПУ не преподавала. Карточки учебных поручений за нее составляла завкафедрой Извекова, которая сама в них и расписывалась. Кто ежемесячно заполнял за нее сведения о "выполненной" работе и ставил подписи, Алексеева не знает. Зарплату она получала по почте. Как установило следствие, доктору наук из Владивостока “начислена заработная плата в размере 112549 рублей, которую она получила в полном объеме”.
В 2008 году на такую же должность принят доктор исторических наук Дашинима Дугаров (Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Улан-Удэ), который был далек от теории и методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин. При допросе 80-летний доктор исторических наук признался, что с приказом о приеме на работу и должностной инструкцией не знакомился, в Читу для преподавания не выезжал по состоянию здоровья, подписи в документах не ставил, денег не получал. “За период трудоустройства Дугарову Д.С. была начислена и выплачена зарплата в размере 34446 рублей, которые в полном объеме получила его дочь Дугарова Р.Д.”, - подтвердило следствие.
В итоге следствие установило, что завкафедрой ТММО и ДХД Елена Извекова в период с 2005 по 2009 года, “действуя из личной заинтересованности и ложно понимаемых интересов возглавляемой ею кафедры”, совершала должностной подлог (ч.1 ст.292 УК РФ). Однако от дальнейшей уголовной ответственности её освободили “в связи с деятельным раскаянием”. Следствие посчитало, что “совершенное Извековой преступление является небольшой степени тяжести и не повлекло наступления каких-либо последствий”.
Забайкальский правозащитный центр добился возобновления расследования. В жалобе в прокуратуру юристы центра указали, что в действиях завкафедрой Извековой усматривается мошенничество в составе группы лиц по предварительному сговору, но следствие умышленно не дало оценки деяниям руководства ЗабГГПУ. Не решен был вопрос и о возмещении государству материального ущерба на сумму свыше 146 тысяч рублей. Не установлен общий ущерб от аферы с “мертвыми душами” в рамках всего университета.
В настоящее время следственное управление при УВД по Забайкальскому краю, имея установку на развал дела, не признает бывшего доцента Андрея Валикова потерпевшим. Вместо оперативного сбора доказательств вины руководителей ЗабГГПУ следователь Инна Ивачева пытается разбить версию Валикова о том, что в результате принудительного и неоплачиваемого труда ему причинили материальный и моральный ущерб.
Пока следствие по этому делу откровенно топчется на месте, на днях ректор ЗабГГПУ Иван Катанаев вновь был переизбран на свой пост. Он обещал следовать избранным курсом и дальше.