Подсудимый рассказал, что 11 июня 2009 года он заступил начальником первого караула по охране Казанского порохового завода. Вместе с ним на смену вышли еще пятеро солдат, в том числе рядовой Александр Бербин. До этого они прошли медицинский осмотр, и никаких телесных повреждений у них выявлено не было, передает корреспондент
Открытого информагентства.
По словам прапорщика, с Бербиным у него сложились служебные отношения, конфликтов не было, никакого физического насилия он не применял, не издевался, до самоубийства рядового не доводил.
Утром 12 июня Федотов отправил часового Бербина с заряженным оружием на пост: спустя некоторое время тот доложил о заступлении на пост. Через 15 минут на внутренний заводской номер Федотову позвонил начальник третьего караула, который сообщил об обнаружении трупа Бербина.
“В таком случае остается неразрешенным вопрос о причине образования прижизненных телесных повреждений Бербина, - отмечает представитель матери погибшего, начальник отдела общественных расследований Казанского правозащитного центра Андрей Сучков. - Кроме того, не понятно, почему обнаруживший труп помощник коменданта сообщил о ЧП начальнику третьего караула, а не Федотову, начальнику первого караула, в подчинении которого находился погибший”.
Прения сторон, во время которых государственный обвинитель и представитель потерпевшей стороны выскажутся о том, какое наказание должно быть назначено подсудимому, состоятся 14 марта.
Справка
По данным следствия, утром 12 июня 2009 года прапорщик Анатолий Федотов потребовал от Бербина надеть противогаз и в таком виде заставил его выносить мебель из караульного помещения наружу — якобы “для тренировки навыков тушения пожара”. Спустя некоторое время Александр снял противогаз, это разозлило пьяного прапорщика, который приказал подчиненному принять “упор лежа”. Бербин отказался - тогда Федотов отвел рядового за угол караульного помещения и несколько раз ударил его, в том числе “ногой, обутой в ботинок с высоким берцем”.
У 23-летнего Бербина образовались “ссадины лобной области справа и слева, на спинке носа, в левых скуловой и щечной областях, в левой надлопаточной области, двух на правой голени, кровоподтеки на верхних веках обоих глаз, правой щечной области и в проекции нижней челюсти справа”.
Следствие пришло к выводу, что избиение со стороны прапорщика привело к развитию у Бербина “временного психического расстройства в форме острой реакции на стресс, обусловленного внезапно возникшей угрозой его жизни”. В ходе несения караульной службы, тяжело переживая жестокое обращение со стороны Федотова, ощущая субъективную непереносимость сложившейся ситуации и отсутствие выхода из нее, рядовой решил покончить жизнь самоубийством. Перед этим он получил штатное оружие — автомат Калашникова и два снаряженных магазина, в каждом из которых было по 10 патронов.
Согласно материалам дела, Бербин совершил суицид возле постового грибка — рядовой вставил в рот дуло автомата и нажал на спусковой крючок. Согласно акту судебно-медицинского исследования, причиной смерти стало огнестрельное ранение головы с повреждением вещества головного мозга.
Лишь после трех “отказных” решений, под давлением правозащитников, в ноябре 2009 года военно-следственный отдел по Казанскому гарнизону возбудил уголовное дело в отношении прапорщика Анатолия Федотова по п “а,в” ч. 3 ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий. Санкции статьи предусматривают от 3 до 10 лет лишения свободы.